Они дают возможность выяснить предпочтения детей во взаимоотношениях в коллективе, определить учащихся, которые пользуются уважением сверстников и тех, кого детская среда отвергает.
Социометрические исследования могут быть самыми разнообразными: опросники, ранжирование и т. д. К примеру, в работе с учащимися в пятом классе можно провести исследования, которые позволят не только изучить привязанности учащихся в коллективе, но и определить нравственные приоритеты во взаимоотношениях детей.
Исследование 1
Учащимся предлагается ответить на вопросы и сделать выбор только в пользу одного человека при ответе на каждый вопрос.
- С кем из ребят класса тебе хотелось бы сидеть за одной партой?
- С кем из ребят класса тебе хотелось бы участвовать в совместной работе после уроков?
- С кем из ребят класса тебе хотелось бы обсудить прочитанную книгу, увиденную передачу?
- Кому из ребят класса тебе хочется позвонить в выходной день?
- Кого из ребят класса тебе хотелось бы пригласить к себе домой?
- С кем из ребят класса тебе хотелось бы встретиться на каникулах?
Исследование 2
Учащиеся имеют право назвать имя и фамилию только одного человека при ответе на каждый вопрос.
1. У тебя есть только два билета на представление. Кому из ребят класса ты хотел бы его предложить?
2. У тебя в сумке два бутерброда. С кем из ребят ты им поделишься?
3. У тебя есть вопрос по домашнему заданию. Кому из ребят класса ты хотел бы его задать?
4. У тебя есть тайна. Кому из ребят ты мог бы ее доверить?
5 Ты получил хорошую отметку. Как ты думаешь, кто из ребят класса будет радоваться твоей удаче также как и ты?
6. Лицо кого из твоих одноклассников тебе приятно каждый день видеть в школе?
Исследование 3. Открытка на память
Учащимся предлагается сделать открытку, подписать ее и подарить тому однокласснику, которого они считают своим лучшим другом в классе. При этом учитель обращает внимание на следующие аспекты:
- Кто из учащихся класса получил один и более выборов?
- Состоялись ли взаимные выборы в ходе игры?
- Кто из ребят класса не получил выборов и что является причиной отсутствия
выборов?
Если в классе встречаются дети, которым открытки не досталось, учитель может заготовить свою открытку и вручить ее ученику от своего имени или от имени сказочного персонажа.
Исследование 4. Цветочная поляна
Классный руководитель предлагает учащимся создать свое художественное полотно, на котором будут представлены различные цветы. Цветы наклеиваются на лист ватмана. затем учитель предлагает учащимся выполнить следующее задание.
1. С каким цветком, представленным в коллаже, ты себя ассоциируешь?
2. С каким цветком ты ассоциируешь своего лучшего друга, подругу?
3. С какими цветами ты можешь ассоциировать своих одноклассников?
4. Почему у тебя возникают такие ассоциации?
Затем ребята определяют, чья фотография из ребят класса должна быть представлена в том или ином цветке и вклеивают фотографию каждого ученика в середину цветка.
Исследование 5
Учащимся предлагается продолжить предложение:
В нашем классе…
О нашем классе говорят, что…
О нас никогда не говорят, что мы…
Нашему классу хотелось бы, чтобы…
Нашему классу не хотелось бы, чтобы…
В нашем классе все ребята…
Наш класс отличается от других классов тем, что…
Наш класс не отличается от других классов тем, что..
Нам обидно, когда…
Нам доставляет удовольствие, когда…
Классный руководитель анализирует высказывания ребят и обсуждает вместе с ними в ходе классного часа те суждения, которые ребята высказывали наиболее часто.
Исследование 6. Примерка
Учащимся предлагается дать описание некоторых качеств человека с проекцией на себя.
Классный руководитель объясняет учащимся, что, характеризуя то или иное качество, они должны «примерять» его на себя и оценивать его с точки зрения своих собственных поступков.
Я – добрый человек – потому, что…
Я – милосердный человек – потому, что…
Я – честный человек – потому, что…
Я – отважный человек – потому, что…
Я – надежный человек – потому, что…
Я – злой человек – потому, что…
Я – счастливый человек – потому, что…
Я – человек-лгун – потому, что…
Я – человек трусливый – потому, что…
Я – безответственный человек – потому, что…
Я – ленивый человек – потому, что…
Используя в своей работе социометрические исследования разного типа и назначения, классный руководитель должен их внимательно анализировать и использовать их с целью качественного проведения и организации воспитательной работы в детском коллективе. Все вышеперечисленные исследования помогут классному руководителю не только в процессе формирования классного коллектива, но и в работе с педагогами класса, родителями учащихся.