4.1. Совершенствование образовательного процесса.
Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Решение этой задачи осуществляется:
- путем совершенствования содержания образования и технологий
образования, в том числе использование современных информационных и
коммуникативных технологий, совершенствованием введения предпрофильной подготовки в
основной школе, оптимизация нагрузки учащихся; реальное соединение общего и дополнительного образования,
создающего предпосылки всестороннего и многогранного
образовательно-воспитательного воздействия на личность, обеспечивающее
формирование качеств, которые дают ему возможность жить и трудиться в новых
динамично развивающихся социально-экономических условиях.
4.2.Развитие здоровьеформирующей образовательной среды.
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психологическое развитие, вызвали отклонение в социальном поведении. Высок уровень и патологии. Здоровье школьников зависит от таких факторов, как окружающая среда, наследственность, условий жизни и воспитания в семье, характера режима, питания и т.д. Здоровье на 50% определяется образом жизни, на 20% - экологией, на 20% - наследственностью (которая в свою очередь зависит от образа жизни и экологии) и только на 10% - медицинским обслуживанием. Поэтому создание условий для формирования личности психофизически, духовно и социально здоровой, владеющей теоретическими и практическими навыками и умениями сохранения и укрепления своего здоровья окружающих – цель программы развития в области обеспечения здоровьеформирующей среды.
Для достижения этой цели задачи:
- обеспечение системного, комплексного подхода к формированию, укреплению и сохранению здоровья обучающихся на основе материально-технической базы школы, и рациональной организации образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами;
- активизация познавательной активности, расширение и углубление теоретических знаний о психофизических особенностях организма, основах здорового образа жизни;
- формирование положительных мотивационных установок на ведение здорового образа жизни, освоение его комплексной характеристики, профилактика вредных привычек средствами физической культуры и спорта;
- приобретение, совершенствование и укрепление практических навыков физического и психического оздоровления;
- повышение эффективности урочной и внеурочной деятельности по вопросам понимания и пропаганды основ здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, наркомании, табакокурения, использования ПАВ;
- привлечение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом с целью эффективного оздоровления, физического развития личности;
- активизация досуговой деятельности с целью формирования духовного и социального здоровья обучающихся, профилактики асоциального поведения, правонарушений, безнадзорности и беспризорности;
- совершенствование и развитие форм межведомственного взаимодействия, сотрудничество с родительской общественностью и всеми заинтересованными организациями, учреждениями, лицами.
4.2.1. Модель здоровьеформирующей среды школы.
Модель здоровьеформирующей среды в школе состоит из следующих блоков:
- здоровьесберегающая инфраструктура;
- здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса;
- медико-социально- психологическое сопровождение;
- технология обучения, формирование и укрепление здоровья;
- здоровьесберегающие технологии;
- оздоровительные технологии.
Здоровьесберегающая инфраструктура – это наличие, состояние и обеспеченность материально-технической базы школы. Основные усилия администрации школы направлены на поддержание и укрепление материально-технической базы. Кадровое обеспечение специалистами: в работе по данному направлению: психолог.
Реализация мероприятий блока по здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса создает условия для снятия перегрузки, чередования учебного труда и активных физкультурно-оздоровительных двигательных мероприятий в режиме дня, повышает эффективность учебного процесса.
Блок медико-социально-психологического сопровождения реализуется организацией медицинского обслуживания (поликлиника №3), социально-психологическое сопровождение обучающихся (Валеоцентр), организация рационального питания (школьная столовая, завтраки 1-5 классы бесплатны, 3-х разовое питание в ГПД, обеды – по желанию).
Блок технология обучения здоровью предусматривает организацию работы по гигиенической культуре, основам рационального питания, формирование экологической культуры. Реализация за счет преподавания курса экологии 1-11 кл, адаптации и творческому развитию учащихся начальных классов.
Основу технологии формирования и укрепления здоровья составляет комплекс мероприятий по повышению двигательной физической активности, привлечению обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, проведению занятий с учащимися, отнесенными к спецгруппе.
Системная работа по профилактике вредных привычек, пропаганде ЗОЖ, ПДД, работе по расширению и углублению знаний по ОБЖ составляет основу реализации здоровьесберегающей технологии.
Оздоровительные технологии – это укрепление и сохранение здоровья через медико-профилактическую диагностику проводится обследование учащихся (согласно графика). Особое внимание уделяется осанке: учащиеся проходят обследование в восстановительном центре.
44.2.2. Состояние и перспективы совершенствования системы преподавания физической культуры.
Делаются первые шаги в деле формирования новой системы представлений о ценностях физической культуры, предполагающий отказ от их лишь утилитарного использования в качестве воздействия на физическую природу человека.
Успешное решение проблемы здоровья подрастающего поколения возможно когда человек наряду с правильной и достаточной по объему и интенсивности двигательной активностью будет систематически выполнять 6 заповедей сохранения здоровья: правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать. А для этого он должен хотеть это делать, знать как это делать.
Решение этих важнейших задач должно стать главным содержанием уроков физической культуры. Наиболее эффективной должна быть такая система работы в рамках учебного расписания школы, в которой имелись бы следующие элементы:
- урок в форме занятия, на котором учащимся предлагались бы сведения из истории физической культуры, гигиены физических упражнений, физиологии движений, биомеханики физических упражнений;
- урок инструктивно-методического характера проводимого в форме практики. Учащиеся усваивают доступные знания из методик тренировок, освоения различных упражнений. Учащиеся не только усваивают методические знания, но и пытаются использовать их на практике (при составлении и определении комплексов упражнений по развитию физических качеств или комплексов упражнений по освоению какого-либо двигательного действия).
Модель организации учебной работы по физической культуре должна строиться из занятий трех видов:
- академических;
- инструктивно-методических;
- практических.
Настоящая программа предполагает в 2010/2011 учебном году начать апробацию по введению 3-часа физической культуры по вышеизложенной схеме.