Нередко экологическая ситуация,
в которой живут наши дети, далека от идеальной, а от нее зависит их здоровье и,
как следствие, успешность обучения. Медиками уже давно доказана роль йодного дефицита
в развитии болезней щитовидной железы и показателей умственного развития и психического
здоровья. По мнению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), недостаточность
йода является наиболее частой причиной умственной отсталости. От дефицита этого
элемента страдает не только мозг, но и слух, зрительная память и речь.
По данным Всероссийского эндокринологического научного центра РАМН, практически все население России живет в условиях дефицита йода, исключение составляют морские побережья. Наиболее ярко ситуация дефицита выражена в предгорьях и горных местностях (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Дальний Восток), а также в Верхнем и Среднем Поволжье, на Севере России и в центральных областях европейской части страны.
Организм человека сам не синтезирует йод и поэтому необходимо ежедневно съедать определенное количество йодсодержащих продуктов. Наиболее высоко содержание йода в морепродуктах — 800-1000 мкг/кг. Особенно богаты им морские водоросли и рыбий жир. Овощи, фрукты и злаки не имеют способности концентрировать в себе йод, как это происходит у представителей морской флоры, поэтому количество йода в них полностью зависит от состава. Именно поэтому люди, живущие на натуральном или полунатуральном хозяйстве, обычно испытывают дефицит йода. Как правило, жители городов имеют менее выраженный йодный дефицит, так как имеют возможность питаться более разнообразно.
«Организм человека сам не синтезирует йод и поэтому необходимо ежедневно съедать определенное количество йодсодержащих продуктов».
По данным эндокринологического центра, распространенность эндемического зоба у детей и подростков в центральной части России составляет 15-20%, а в некоторых других районах до 40%.
Для нормального развития детского организма специалистами установлены следующие нормы потребления йода (микрограммы в день):
• дети от 2-6 лет — 90;
• дети от 7-12 лет — 120;
• дети от 12 лет и взрослые — 150.
Вот список продуктов, в которых йода содержится больше всего (количество этого элемента указано в микрограммах на 100 г продукта):
Пшеничная крупа 4,5;
Картофель 5;
Морковь 5;
Ржаной хлеб 5,6;
Курица 5,6;
Свинина 6,8;
Говядина 7,2;
Виноград 8;
Соя 8,2;
Сливки 9,3;
Фасоль 12,1;
Молоко 16;
Куриное яйцо 20;
Хек 33;
Креветки 110;
Треска 130;
Морской окунь 145.
В одном из исследований было показано снижение познавательной функции младших школьников в йододефицитном районе. Ученики, имеющие в основном хорошие отметки по всем предметам, имели отставание в сфере внимания на 56%, восприятии — 30%, в тонкой моторике — на 17%. Темп мыслительной деятельности был снижен на 20% по сравнению с нормой. Очевидно, что в этой ситуации хорошая успеваемость достигалась за счет мобилизации всех возможностей организма, что в свою очередь является риском для развития психоэмоциональных расстройств.
Нарушения созревания таких процессов, как внимание, восприятие мышление в процессе обучения, могут проявиться в форме дисграфии, замедлении усвоения новых навыков. Некоторые авторы исследований предлагают проводить коллективную работу врача эндокринолога, педагогов с учащимися и родителями для разъяснения роли йода в повышении успеваемости и необходимости приема школьниками йодсодержащего препарата. В течение учебного года рекомендуется проводить беседы о значении йода для организма школьника. Как показывают результаты исследований, показатели умственной работоспособности существенно повышаются. Так, по некоторым данным, уменьшилось количество школьников с низким уровнем внимания с 48 до 21%, памяти — с 39 до 23%, мышления — с 23 до 15%.
Однако такой способ не всегда может дать желаемый результат, так как не учитываются психологические факторы. Дети не придают должного значения этому вопросу и забывают систематически принимать предлагаемый препарат.
В Кемеровской области в городе Новокузнецке эта методика была усовершенствована и к работе был привлечен психолог. Новая методика разработана группой авторов во главе с Е.Н. Лобыкиной.
«По мнению специалистов ВОЗ, недостаточность йода является наиболее частой причиной умственной отсталости».
В начале года в школе на общем родительском собрании врачом эндокринологом и психотерапевтом проводилась беседа о роли йода в повышении умственной работоспособности ребенка. После родительского собрания определялась дата и время осмотра школьников.
Затем для оценки эффективности способа повышения умственной работоспособности психотерапевт проводит ее оценку на начало учебного года. После этого школьников разбивают на группы по 8-10 человек в зависимости от ведущей системы восприятия (визуальная, аудиальная, кинестетическая). Методы проведения беседы о причинах заболеваний щитовидной железы в каждой из групп варьируют в зависимости от особенностей детей.
Такие приемы ведения беседы позволяют усилить психологическое воздействие добиться более высоких результатов. После занятия детям раздают информационные проспекты со сведениями о йодсодер-жащем препарате, который рекомендован к употреблению и объясняют, как и в какой дозе надо принимать его. В конце учебного года врачом психотерапевтом проводилась оценка эффективности приема йод-содержащих препаратов. В результате показатели умственной работоспособности существенно увеличились. Увеличилось количество школьников с высоким уровнем внимания с 19 до 47%, памяти — с 20 до 41%, мышления — с 14 до 21%. Результаты этой работы позволяют сделать вывод, что для эффективности профилактики йодного дефицита у школьников целесообразно привлекать психотерапевта или школьного психолога.
На что следует обратить внимание школьнику:
ухудшение физического и психического состояния (сонливость, не проходящая усталость, боли в мышцах, апатия, забывчивость, нервозность и вспыльчивость);
внезапное резкое понижение температуры тела (порой до 35 градусов);
ухудшение состояния волос (например, они стали ломкими, сухими или жесткими);
значительное увеличение массы тела.
Немецкими эндокринологами был составлен тест, который поможет вовремя обратить внимание на некоторые симптомы, свидетельствующие о неблагополучии щитовидной железы.
1. Испытываете ли вы чувство, что у вас «комок в горле»?
2. Страдал ли кто-нибудь из ваших родителей болезнями щитовидной железы?
3. Снизился ли ваш вес за последнее время?
4. Повысился ли ваш вес за последнее время?
5. Увеличился ли ваш аппетит?
6. Потеряли ли вы аппетит?
7. Не замечали ли вы, что стали чаще потеть?
8. Мерзнете ли вы в последнее время независимо от погоды?
9. У вас в последнее время горячие руки?
10.У вас в последнее время постоянно холодные руки и ноги?
11.Овладевает ли вами смутное беспокойство?
12.Замечаете ли вы, что у вас появились сонливость, медлительность, постоянная усталость?
13.Чаще ли вас стала охватывать непонятная дрожь?
14.Не участился ли ваш пульс?
15.Ваша кожа стала сухой?
Если на вопросы теста дано шесть и более положительных ответов, то, возможно, с щитовидной железой у вас не все благополучно. Но это не значит, что вы можете сразу поставить себе или вашему ребенку диагноз о заболевании. Это лишь повод задуматься о своем здоровье и обратиться к врачу.