Человек становится тем, что он есть бла-
годаря делу, которое он делает.
К. Ясперс
Кто берется давать наставления, должен
считать себя искуснее тех, кому он их дает:
малейшая его погрешность заслуживает по-
рицания.
Рене Декарт
Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-нравственной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Уже само определение воспитания как процесса основано на том, что всякая воспитательная система может быть состоятельна в том случае, если она создает условия для развития и становления ребенка, его лучших человеческих качеств.
Основу содержания процесса воспитания ребенка должен составлять его личностный опыт, в котором есть свои ценности и смысл, умения и способности, социальные навыки и способы поведения. Классный руководитель, зная особенности личностного развития учащихся класса, должен использовать их для дальнейшего самосовершенствования и саморазвития.
Формируя нравственную культуру учащихся и создавая систему нравственного развития класса, классный руководитель должен строить ее с пониманием того, что каждый ученик – это:
- член семьи и продолжатель исторических и нравственных традиций, устоев культуры
своего рода, своей семьи, бережно хранящий ее честь и достоинство;
- член школьного сообщества, умеющий дорожить культурными традициями,
историей своей школы, защищать ее честь сообразно своим умениям, интересам и
способностям и интересам своей школы;
- член социума, гражданин своей страны, которому не безразлична ее история и
культура, прошлое, сегодняшний день и завтрашний, понимающий свои права,
обязанности и ответственность перед собой и государством, небезразличный и
неравнодушный к тем процессам, которые происходят в его стране;
- член детского, подросткового, молодежного сообщества, умеющий слушать,
слышать, понимать и видеть другого человека, владеющий коммуникативной
культурой, способный к сотрудничеству с одноклассниками и сверстниками,
проявляющий способность к заботе и милосердию к другим людям;
- член социума, в котором он проживает ( город, поселок, деревня), стремящийся и
способный внести свой вклад в развитие и процветание своей малой родины,
уважающий ее достижения и сопереживающий ее проблемам, неудачам, трагическим
моментам в ее существовании;
- член мирового сообщества, понимающий проблемы существования мирового
сообщества и стремящийся внести свой посильный вклад в решение глобальных
проблем человечества, уважающий традиции, обычаи, верования других народов,
способный понимать и принять достижения других государств и готовый без
колебаний помочь другим народам в минуты национальных и межнациональных
трагедий.
Классный руководитель может предложить классу строить жизнь в коллективе, руководствуясь следующими законами, объяснив при этом учащимся, что означает слово «закон»:
Закон – это общепринятое правило, которое является обязательным для всех членов коллектива. Главным правилом является то, что перед законом класса все равны, независимо от выполняемой функции и статуса в коллективе. В детском коллективе необходимо сформулировать и принять законы, при этом они должны иметь свое название и толкование. В пятом классе можно предложить использовать следующие законы, которые бы определяли сущность жизни детского коллектива.