1. Общие положения
На должность воспитателя назначаются лица, работающие на должности учителя или
педагога дополнительного образования и имеющие стаж педагогической работы не
менее 1 года. В своей деятельности воспитатель руководствуется следующими
законодательными, правовыми и локальными актами:
– Трудовым кодексом РФ № 197-Ф3 от 30.12.2001 г.;
– Положением о службе охраны труда в системе Минобразования (приказ Минобр. №
92 от 27.02.1995 г.);
– Положением о расследовании несчастных случаев (приказ Минобр. № 378 от 25.03 1996 г.);
– Локальный акт «Охрана труда в ОУ»;
– Уставом;
– Правилами внутреннего трудового распорядка;
– Приказами директора ОУ «О возложении ответственности за обеспечение охраны
труда …», «О порядке проведения инструктажей …» и др.;
– Планом основных мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
– Инструкциями по действиям ОУ в чрезвычайных ситуациях;
– Правилами противопожарной безопасности.
2. Основные обязанности
и виды деятельности воспитателя
по обеспечению охраны труда
2.1. Воспитатель обязан:
– обеспечить безопасные и здоровые условия пребывания вверенных ему детей на
время работы лагеря с момента приема ребенка в лагерь до момента выдачи его
родителям;
– предупреждать рискованные действия детей, которые могут привести к
травмированию самого ребенка и окружающих его людей;
– обучать и прививать детям навыки безопасности жизнедеятельности в различных
ситуациях;
– постоянно контролировать ситуации при любых занятиях и в любых местах
возможного нахождения детей в лагере;
– проводить профилактическую работу с детьми, а также с их родителями по предупреждению
детского травматизма.
2.2. Организационно-планирующая деятельность воспитателя включает в себя:
– подготовку инструкций, учебных пособий для обучения детей ОБЖ;
– составление плана работы и мероприятий по обеспечению охраны труда детей и
санитарно-гигиенических условий пребывания детей в лагере.
2.3. Деятельность по обучению и проверке знаний включает в себя:
– проведение различных игр, тренингов, использование различных форм работы для
осознания опасностей и привития навыков безопасного поведения в различных
жизненных ситуациях.
2.4. Контролирующая деятельность включает в себя:
– постоянный контроль за поведением и местонахождением детей, состояния
ограждений опасных мест (стекол, электророзеток, спортивных снарядов,
лестничных клеток, надежности крепления шкафов и полок);
– постоянный контроль за выполнением детьми санитарно-гигиенических требований
личной гигиены;
– контроль и предупреждение опасных ситуаций во время проведения экскурсий и
походов за территорию лагеря;
– контролирование возникновения чрезвычайных ситуаций;
– контролирование состояния родителей при приеме и выдаче детей.
2.5. Профилактическая деятельность включает в себя:
– различные педагогические приемы закрепления навыков поведения в различных
жизненных ситуациях через включение эмоциональной сферы и детского творчества;
– проведение мероприятий организационно-технического характера в отрядах, на
участках по предупреждению детского травматизма;
– оформление уголка безопасности и беседы с родителями по предупреждению
детского травматизма.
3. Требования и правила при организации
и ведении учебно-воспитательного процесса
3.1. Осуществлять контроль приема и выдачи детей из оздоровительного лагеря:
– принимать детей можно только лично воспитателю в установленный Правилами
внутреннего распорядка интервал времени;
– прием детей иными работниками ОУ не допускается;
– приниматься в лагерь ОУ может только здоровый ребенок, контроль состояния
ребенка проводит мед. работник;
– уход ребенка необходимо фиксировать в журнале с отметкой об уходе.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
– отпускать ребенка ранее установленного времени срока пребывания без
предварительного согласования с родителями (заявление);
– отпускать ребенка во время пребывания в лагере родителям в нетрезвом
состоянии или посторонним лицам без согласования с родителями (заявление).
3.2. Организационно-технические мероприятия и действия воспитателя по
предупреждению детского травматизма:
– периодически контролировать надежность крепления шкафов и полок, защищенность
электророзеток, стекол, дверей от удара головой, недоступность влезания детей
на подоконники, ограждения на лестничные клетки;
– периодически осуществлять контроль за использованием колющих и режущих
предметов;
– контролировать электробезопасность имеющихся в группе ТСО (видео- и
аудиоаппаратура, фильмоскопов, состояние изоляции шнура около вилки и др.);
– контролировать освещенность рабочих мест и обеспечить норматив (300 люкс).
НА УЧАСТКЕ:
– контролировать отсутствие опасных предметов на участке во время прогулок и
подвижных игр (битое стекло, доски с гвоздями, острые предметы), очищать
территорию участка от таких предметов;
– проверять крепления малых форм и игровых устройств;
– осуществлять контроль за обувью и одеждой детей: обувь не должна иметь
скользкую подошву, одежда должна соответствовать температуре среды пребывания
ребенка, в солнечную летнюю погоду нужно защищать голову ребенка головным
убором, при обувании детей необходимо контролировать исправность застежек и
креплений, отсутствие длинных шнурков, могущих привести к падению ребенка во
время движения.
3.3. Меры безопасности при организации подвижных игр и соревнований:
– убрать на игровой площадке режущие, колющие, посторонние предметы;
– обувь детей должна быть спортивной, не допускать обувь на скользкой подошве;
– не допускать столкновения детей при беге, бросания друг другу предметов иных,
кроме мячей;
– не допускать шалостей при выполнении групповых упражнений и игр с быстрыми
перемещениями (подножек, толчков и др.);
– при проведении занятий на спортивной площадке исключать падения детей на
асфальт, подвижные игры проводить только на мягком грунте;
– прыжковую яму очищать от посторонних предметов, контролировать безопасность
всех имеющихся малых форм и игровых сооружений;
– контролировать физическую нагрузку детей в соответствии с медицинскими
нормами.
3.4. При организации детского труда на участке:
– осуществлять контроль за сельскохозяйственным оборудованием и хранением их в
специально отведенном месте;
– предупреждать порезы рук детей всякими острыми инородными предметами;
– не допускать размахивания инвентарем и других шалостей;
– предупреждать засорение глаз в ветреную погоду (не допускать пересыпания или
бросания землей на уровне глаз ребенка).
3.5. При организации экскурсий, выездов, походов:
– проводить инструктаж по правилам поведения на дорогах и в автобусе, по
безопасности на природе, в лесу, у водоемов и т. д.;
– группу детей вести вдвоем, при переходе дороги перекрывать движение
транспорта жестами регулировщика дорожного движения жезлом или флажком;
– предупреждать питье воды из не предусмотренных для этого источников и
водоемов;
– контролировать поведение детей при встрече их с разными ягодными растениями,
грибами, животными. Предупреждать пробование на вкус различных незнакомых
(ядовитых) растений, грибов, не допускать контакта с животными;
– не подходить близко к обрывистому берегу водоема.
4. Правила безопасности и охраны труда
4.1. Выполнять только те функции и работу,
которые предписаны данной должностной инструкцией, невыполнение или выполнение
функций, не оговоренных в данной должностной инструкции, наказываются согласно
Трудовому кодексу.
4.2. Разовые письменные или устные указания начальника лагеря выполняются
только в том случае, если порученная работа не несет за собой скрытой опасности
или не влечет за собой непредсказуемых последствий. В противном случае
воспитатель должен отказаться от выполнения разовых поручений.
4.3. Воспитатель должен знать и уметь применять на практике:
– правила противопожарной безопасности;
– правила электробезопасности;
– правила санитарии и гигиены;
– правила оказания первой доврачебной помощи;
– действия при эвакуации при чрезвычайных ситуациях.
4.4. При выполнении работ по очистке территории лагеря и на опытном участке с сельскохозяйственным
инвентарем необходимо использовать спецодежду (халат, рукавицы, ботинки,
косынку или берет);
4.5. Воспитателям женского пола не рекомендуется поднимать тяжести более 15 кг.
5. Действия при несчастном случае
с пострадавшим воспитанником
– незамедлительно оказать первую доврачебную помощь пострадавшему;
– при необходимости вызвать скорую помощь;
– сообщить начальнику лагеря о случившемся, написать объяснение обстоятельств
несчастного случая, указать очевидцев случившегося;
– сохранять расположение предметов и место, где произошел несчастный случай,
для расследования, исключение составляют только те предметы, которые
представляют опасность для окружающих людей.
6. Ответственность воспитателя
6.1. Воспитатель лагеря несет ответственность за выполнение
санитарно-гигиенических норм, правил безопасности жизнедеятельности, пожарной и
электробезопасности.
6.2. Воспитатель лагеря несет ответственность за принимаемые решения, связанные
с организацией деятельности детей и подростков в рамках программы лагеря.
6.3. Воспитатель несет персональную ответственность за безопасность
жизнедеятельности детей и подростков.
6.4. Воспитатель лагеря несет персональную ответственность перед начальником
лагеря за качество и своевременность исполнения обязанностей, возложенных на
него данной инструкцией.
Инструкцию составил начальник лагеря _______
«__» ____________ 20__ г.