Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.
Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могу совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях.
Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов воспитания:
- методы формирования нравственного сознания личности (рассказ, беседа, диспут,
метод примера);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
личности ( приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое
требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
- методы стимулирования и мотивации деятельности и нравственного поведения
личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие,
поощрение, наказание);
- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (педагогическое
наблюдение; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные,
устные); анализ результатов общественно полезной деятельности).
В реальных условиях процесса нравственного воспитания методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система.