Одним из главных показателей уровня нравственной, духовной и социальной зрелости ученика является уровень его воспитанности. Для того, чтобы изучить уровень воспитанности учащихся, недостаточно только изучение отдельных черт характера, личностных качеств, которые присущи данному ребенку. Необходимо в достаточной степени знать психо-физиологические особенности каждого возраста, ведущие мотивы деятельности и поведения и самое главное – как ведет себя ребенок в той или иной ситуации, побудительные мотивы его поведения, насколько его сиюминутное поведение в стандартной и нестандартной ситуации в полной мере соответствует его личностным особенностям.
Для того чтобы проводить диагностические исследования в области изучения нравственной воспитанности учащихся, невозможно использовать обычные диагностические тесты, анкеты, опросники. Это связано в первую очередь с тем, что ребенок растет, развивается, меняются его взгляды, точки зрения, мнение.
Огромную пользу в изучении личности школьника, его нравственных взглядов и позиции играют ситуации свободного выбора, когда ребенок, выбирая ответ, выражающий свое отношение к предмету исследования, тем самым проявляет реальное поведенческое действие.
В исследовании нравственных ценностей учащихся-пятиклассников можно использовать следующие диагностические методики:
- мини-сочинения;
- пословицы, поговорки;
- социометрические исследования;
- сказки;
- рассказы;
- тест-рисунки;
- ассоциограммы;
- ранжирование;
- фантастические истории;
- поучительные истории;
- стихи и мини-сценарии по заданной тематике и другие виды диагностических
исследований.
Мини-сочинения
В пятом классе классный руководитель должен заниматься формированием классного коллектива, уделять серьезное внимание формированию нравственной сферы школьников, правовой культуры, нравственных качеств личности. Мини-сочинения помогают изучить не только нравственные стороны мировосприятия ребенка, но и внесут определенный вклад в развитие коммуникативной культуры учащихся, разовьют их письменную и устную речь, повлияют на умение строить речевое высказывание, строить умозаключение, определять свою точку зрения.
Мини-сочинения в определенной степени познакомят классного руководителя с внутренним миром ученика, его переживаниями, с нравственным пониманием мира ребенком.
Темы сочинений пятиклассников должны подбираться в соответствии с теми нравственными проблемами, которые классный руководитель пытается обсудить или решить с учащимися класса. Для изучения и формирования нравственной позиции пятиклассников можно предложить следующие темы сочинений:
- Без друзей меня чуть-чуть?...
- Как я помог своему другу.
- Если мой друг попал в беду…
- Мир, в котором я живу.
- Вечер в нашем доме.
- Мое самое заветное желание.
- Человек, которому мне хочется говорить спасибо…
- Мир взрослых. Какой он?
- Чего человек разумный делать не должен.
- Книга, которая мне дорога
- Добрый человек. Как им стать?
- О лени и лентяях.
- Путешествие в страну Вежливости.
- То, чего я в себе не люблю.
Пословицы и поговорки
В работе с коллективом учащихся можно успешно использовать пословицы и поговорки. Пословицы являются прекрасным материалом для проведения классных часов, часов общения, индивидуальных собеседований с учащимися. С помощью пословиц и поговорок можно провести и диагностическое исследование в детском коллективе. Как ребенок понимает то или иное иносказательное высказывание, какими примерами он его аргументирует, как он определяет нравственную подоплеку пословиц и поговорок – все это делает возможность активно использовать пословицы и поговорки в воспитательной работе.
В работе с учащимися можно использовать следующие пословицы и поговорки.
Алмаз алмазом гранится, плут плутом губится.
Ах, да рукою мах, а на том реки не переехать.
Бедность не порок.
Без дела жить – только небо коптить.
Без смелости сила попадает на вилы.
Бесчестье хуже смерти.
В словах ретив, да в делах ленив.
Гостя по одежке встречают, да по уму провожают.
Грешить легко, трудно каяться.
Здоровье дороже богатства.
Ложь бывает и спроста, а клевета с умыслом.
Мало что хотеть, надо знать и уметь.
Не гляди на чуб, гляди на душу.
Не по дому хозяин, а по хозяину дом.
Одному и топиться идти скучно.
От скуки бери дело в руки.
Повторять да учить – ум точить.
Рубашка износится, а доброе дело не забудется.
Сделав добро, не кайся.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Темные дела свету боятся
Говорит – хорошо, а молчит – еще лучше.
Бритва скребет, а слово режет.
Хлеб соль кушай, а добрых людей слушай.