Большое значение в работе с детским коллективом по нравственному воспитанию имеет одновременное изучение нравственной позиции семей учащихся и отношения родителей к проблеме нравственного поведения их детей в той или иной ситуации.
Для изучения нравственной позиции родителей можно использовать различные методики. Наиболее эффективными будут те методики, которые имеют непосредственное отношение к планированию работы классного руководителя по нравственному воспитанию. Они могут быть использованы классным руководителем для изучения нравственной атмосферы семьи, нравственных обычаев и традиций, взаимоотношений родителей и детей в семье, семейных поколений. В пятом классе можно провести следующие исследования:
Анкетирование №1
Уважаемые мамы и папы!
Начиная работу в новом учебном году, мне хотелось бы получить ответ на вопросы, связанные с проблемой нравственного воспитания ребенка в семье.
Я надеюсь на понимание Вами значимости данного направления в воспитании детей и жду ваших искренних ответов на интересующие меня, как педагога, вопросы.
1. Нужно ли классному руководителю заниматься нравственным воспитанием учащихся или это прерогатива семьи?
2. Какие нравственные заповеди вы считаете необходимым обсуждать с учащимися в классе в новом учебном году?
3. Изменилось ли поведение вашего ребенка в лучшую сторону?
4. Какие поощрения и наказания в воспитании своего ребенка вы по-прежнему используете?
5. Изменилось ли что-то в формах поощрения и наказания вашего ребенка?
6. Как вы могли бы охарактеризовать взаимоотношения всех членов вашей семьи ?
7. Какие положительные нравственные качества своего ребенка вы могли бы назвать сегодня?
8. С какими отрицательными нравственными качествами вы продолжаете бороться?
9. Чем мог бы помочь вам в этом классный руководитель?
10. Какие мероприятия нравственной тематики вы считаете необходимым провести в детском коллективе в пятом классе?
11. В каких мероприятиях нравственной тематики вы хотели бы принять участие?
Анкета №2. « Ребенок в зеркале родительского мнения»
Уважаемые папы и мамы!
Ваш ребенок стал пятиклассником. У него появились новые друзья, новые обязанности и требования. Какой будет его жизнь в коллективе сверстников, во многом зависит от того, насколько он сам готов жить и трудиться в этом коллективе. Для того, чтобы классный руководитель мог вовремя помочь ребенку и избежать непростительных ошибок в воспитании, вы должны помочь педагогу сделать так, чтобы он и дальше мог продвигаться вперед без каких бы то ни было эксцессов и проблем, серьезных ошибок и тяжелых потерь.
Для этого проранжируйте качества характера, представленные в таблице и определите те из них, которые наиболее ярко проявляются в характере вашего ребенка.
Они могут быть как положительного, так и отрицательного свойства.
Их должно быть не более 7.
Будьте объективны и справедливы в оценках.
Анкетирование №3. Волшебный подарок
Уважаемые папы и мамы!
Представьте себе, что у вас есть возможность подарить своему ребенку те качества, без которых ему, по вашему мнению, невозможно будет прожить. Перечислите и определите их по степени значимости для вас и для вашего ребенка.